Собственная пилорама вызывает положительные ассоциации: прибыльное дело с постоянным спросом — древесина ценится в строительстве. Проблем с сырьем не возникнет, леса хватит всем. Чтобы не разориться и увеличить процент успеха, нужно продумать бизнес-план до мелочей.
Выгодно ли открывать лесопилку
Рынок строительства загородных домов развивается быстро. Растет спрос на постройку коттеджей из древесины, беседок, бань, детских площадок из экологически чистого сырья. Внутренняя отделка из дерева — классический способ, применяемый в строительстве.
Выгодные стороны бизнеса лесопильного производства:
- высокий спрос рынка на обработанное дерево;
- старт-ап и развитие своего дела вместе с ростом прибыли;
- высокая рентабельность и окупаемость;
- сделки на большие суммы (часто происходит закуп объемного количества пиломатериалов);
- мало конкурентов в небольших регионах.
Подводные камни бизнеса:
- проблемы с поиском надежного поставщика;
- значительный расход электроэнергии (оборудование затрачивает большой объем электричества);
- сезонный фактор (пик продаж приходится на осень, лето, весну, в холода объем работы падает).
В отрасли лесопереработки идет трансформация после падения рынка в 2011-2015 годах. После кризиса спрос растет на 3-6 % в год.
Основа всего производства приходится на хвойные породы леса, обработка лиственных пород мала и не удовлетворяет рыночные запросы. Но маленьким бизнесменам нужно готовиться к конкуренции с «монстрами» отрасли, которые имеют свой готовый лес, хорошую логистику и техническое оснащение.
Регистрация бизнеса
Чтобы работать в правовом поле, надо сделать следующие шаги при регистрации бизнеса:
- получить статус индивидуального предпринимателя;
- официально трудоустроить персонал на ленточную пилораму;
- оформить договорные обязательства с поставщиками или получить документы на обработку леса собственным оборудованием;
- найти и арендовать помещение, склад, ангар;
- пройти проверку пожарной безопасности и СЭС, получить от них письменные разрешения;
Открыть бизнес можно, сделав ставку на патент для переработки древесного сырья. Штат не превышает 15 сотрудников. Если бизнес не выгодный, через год от патента можно отказаться, бизнес закрыть.
Оформлять ООО рентабельно крупным пилорамам с персоналом в несколько сотен сотрудников.
Поиск места для пилорамы
Величина цеха зависит от объема производства и вложенных средств. Характеристики будущего цеха:
- Повышенные требования к пожарной безопасности. Организация площадок для курения, установка противопожарной сигнализации и системы тушения огня.
- Беспрепятственный подъезд к пилораме. Важнейший фактор, который определяет большой процент успеха бизнеса. Крупногабаритные грузовые авто должны свободно разворачиваться на прилегающей территории, нужна парковка для личных авто.
- Обеспечение цеха бесперебойной подачей электроэнергии. Мощность от 50 кВт. Ежедневная работа мощных станков не должна останавливаться из-за слабой линии электропередач. Проще найти перспективный цех с подведенной мощной линией, чем протягивать ее на свои средства.
- На пилораме должны быть: складское помещение, сушильная, рабочая зона. Подойдут строения с высотой потолков от 4 м и площадью от 100 м2. Высокие потолки нужны для работы погрузчика.
Для ведения переговоров и подписания документов понадобится отдельная зона с письменным столом и компьютером.
Какие виды материалов производить
Решение о производстве материалов принимается в зависимости от спроса. Клиенты пилорам — это крупные строительные фирмы, маленькие конторы, частники, физические лица. Они готовы заказывать материалы:
- брус;
- облицовочные бруски;
- доска сухая и сырая;
- вагонка (тонкая обшивочная доска);
- деревянный погонаж;
- бревно оцилиндрованное;
- бревно стропильное;
- обапол;
- поддоны для транспортных компаний;
- катушки для производителей кабелей.
По породам продукт делят на хвойный (лиственница, кедр, сосна, ель) и лиственный (твердые — вяз, бук, дуб и мягкие — тополь, липа, береза). Характер обработки бывает пиленный и строганный. Материалы различаются по габаритным размерам, длине, ширине, толщине. Качество делит пиломатериалы на сорта.
Покупка оборудования
На оборудовании экономить нельзя. От его качества и производительности зависит успех бизнеса.
Основное оборудование, которое придется приобрести:
- Пилорама ленточная. Средняя цена 120-150 тыс. рублей. Экономически выгоден станок, выдающий малый объем отходов от кругляка. Прибыль будет самая большая.
- Пилорама дисковая. За станок придется отдать от 200000 руб.
- Станок-многопил. Цена оборудования от 180 тыс. рублей.
- Станок кромкообрезной. Оборудование для производства вагонки, используемой для облицовки и внутренней отделки. Стоит 100 тыс. рублей.
- Торцовочный станок. Цена 50 тыс. рублей.
- Оборудование для заточки.
- Компьютеры или ноутбуки для персонала.
Сумма покупки оборудования для предприятия средней величины начинается от 1 миллиона рублей. Маленькую лесопилку можно открыть, имея одну ленточную пилораму, постепенно докупая остальное оборудование. Многие начинающие бизнесмены оформляют бизнес в кредит.
Станки импортных производителей имеют больше положительных отзывов от владельцев, чем отечественное оборудование.
Подбор персонала
Штат сотрудников должен состоять из десяти и более человек:
- бригадир;
- бухгалтер и менеджер, занимающиеся документоведением и приемом входящих заявок;
- технолог, рассчитывающий количество материалов для заказа;
- работники склада;
- рамщики;
- механик;
- уборщик;
- охранник;
- водитель.
Зарплату стоит разбить на окладную и премиальную часть. Сотрудники, задействованные на производстве, получают вознаграждение по результатам работы. На лесопилку, расположенную в отдалении от города, персонал стоит возить на корпоративном транспорте.
Подбор кадров без опыта, с вредными привычками не принесет успеха. Остановиться желательно на ответственных сотрудниках со стажем от 3-5 лет, не курящих, высококвалифицированных, мотивированных на постоянную работу.
Где брать сырье
Готовая продукция пилорамы ─ это брусья, доски, вагонетка, бревна для строительных предприятий и частников. Также сбывать древесные изделия можно и логистическим компаниям, которым требуются поддоны.
Сырье можно приобрести тремя способами:
- Самостоятельная заготовка: арендовать участок делянки, затем получить разрешение на вырубку леса. Запрещается вырубать молодые деревья, виды, занесенные в Красную книгу, на туристических маршрутах. О разрешенных участках сообщит местное лесничество. Разрешение на вырубку оформляется в каждом регионе по-разному, но согласно Лесному кодексу РФ, документ называется «О порядке выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников». Получение лицензии платное, а цена зависит от области.
- Закупка готового материала. В этом случае стоит разместить производство вблизи лесозаготовительных компаний, чтобы сэкономить на доставке сырья. Перевозят сырье строго по сопроводительным документам. Иначе вывоз считается незаконным.
- Аукцион на вырубку. Информация размещается на официальном сайте РФ https://torgi.gov.ru/lotSearch1.html?bidKindId=7 для публикации сведений о проведении торгов. В таблице указано местоположение, владелец, размер участка, предмет торга и начальная цена. Аукционы длятся долго, и если сроки поджимают, то лучше арендовать делянку.
Когда выбран метод приобретения сырья, нужно собрать комплект документов для оформления лицензии. Нужно учитывать, что местное правительство выдает лицензию при условии компенсационного озеленения, но не самостоятельно, а перечислением суммы в областной бюджет.
Поиск клиентов
Открытие лесопилки не должно остаться незамеченным. Чтобы привлечь заказчиков разрабатывается система продвижения пилорамы, и выполняются основные маркетинговые трюки:
- броская вывеска, лаконичное название;
- реклама около строительных магазинов;
- раздача листовок в оживленных местах, в строймаркетах, на стоянках грузовых автомобилей;
- продвижение компании в интернете, раздача призов, акции, промокоды;
- скидки на покупки, бонусные карты, карты лояльности;
- рассрочка платежа, кредитование;
- реклама в местных газетах и телепередачах.
Начинать продвижение своего дела нужно с наработки своей базы заказчиков. Основные клиенты — это строймаркеты, оптовые базы, производители мебели, дверей и окон, столярные мастерские, фирмы по возведению строений из бруса. Цель — подписать долгосрочный договор об оптовом сбыте древесных материалов. Постоянным клиентам нужно сделать гибкие условия сотрудничества и поощрять за привлечение новых заказчиков.
Сотрудничать можно и с физическими лицами. Дачникам и фермерам может понадобиться древесина для строительства.
Затраты на открытие бизнеса
Чтобы воплотить идею в жизнь понадобится рассчитать затраты. В них включаются позиции:
- регистрационные действия, оформление документации — от 10 000 руб.;
- по договору аренды за съем помещения — от 100 000 руб.;
- оборудование — от 1 миллион рублей;
- рекламные затраты (билборды, доски объявлений, ролики по ТВ, аудиодорожки по радио) — 100 000-150 000 руб.;
- строительство производственных помещений (вспомогательные строения) — от 200 000 руб.;
Сумма, которая нужна бизнесу, чтобы активно развиваться, составляет 2 миллиона рублей. Нельзя забывать о регулярных тратах — коммунальные платежи, заработная плата, страхование на случай пожара, ремонт и обновление оборудования. Бизнес на пилораме имеет сезонный характер, поэтому и траты будут меняться в зависимости от времени года.
Чистая прибыль составляет до 300 тысяч рублей. Объем работ играет значительную роль. Рентабельность превышает 25%. Окупается бизнес при работе с постоянными заказчиками в среднем за 6-9 месяцев.
Узкоспециализированная пилорама потребует меньше средств для запуска производства. Из оборудования приобретается ленточная пилорама. Для открытия маленькой лесопилки придется инвестировать до 800 тысяч рублей.