Почему одни люди любят свою работу, а другие ходят туда с неохотой? Это можно объяснить целым рядом факторов: заинтересованностью индивида в конкретно взятом виде деятельности, уровнем оплаты труда, требованиями к выполнению должностных обязанностей и другими рабочими моментами.
Но существует ещё один немаловажный аспект, который, наверное, в наибольшей мере определяет лояльность или нелюбовь к месту работы, и носит он название «отношения в коллективе».
Приблизительно 70% новичков в первые несколько дней пребывания на рабочем месте сталкиваются с проблемами коммуникативного характера. И в этом нет ничего удивительного.
В хорошо слаженном коллективе всегда существует несколько отдельных групп, состоящих их давно знакомых друг другу людей, которые не всегда спешат принять в свои ряды неизвестного им человека.
Осведомленность с особенностями и характером межличностных отношений в конкретном коллективе поможет избежать многих проблем, связанных с «притиркой» в рабочих рядах.
Межличностные отношения в коллективе
Структура каждого сотрудника в рамках одной организации включает в себя два уровня — первичный и вторичный. Первичный уровень подразумевает собой всех участников, работающих в одной компании.
Сотрудники общаются между собой в соответствии с должностными инструкциями, субъективно оценивают друг друга, обсуждение целей и методов совместной работы практически отсутствует.
На вторичном уровне происходит переоценка сложившегося мнения о конкретном человеке, исходя из его профессиональных и личностных качеств. Начинают выделяться отдельные группировки внутри одного коллектива, появляются лидеры и аутсайдеры.
Разногласия и проблемы обсуждаются на более открытом уровне, намечаются планы касательно улучшения уровня взаимоотношений внутри отдельно взятой группы.
В случае позитивной направленности групповой сплоченности, сотрудники принимают во внимание исключительно лучшие личностные и профессиональные качества конкретно взятого человека, а возникающие проблемы решаются путем мирного компромисса.
Если же сплоченность группы носит негативный характер, то большая часть рабочего времени её участников уходит на выяснение отношений, сплетни и скандалы, интересы производства уходят на второй план.
Конформистская же направленность предполагает заинтересованность участников в результатах производства при полном отсутствии должных отношений внутри группы.
Оценка качества отношений между сотрудниками происходит на примере вторичных групп. И если вам предстоит смена места работы, нужно с первого дня постараться приложить максимум усилий для выстраивания отношений в новом для вас коллективе, потому что в дальнейшем исправить что-либо будет очень непросто.
Как можно быстро и гармонично новичку влиться рабочий коллектив
При знакомстве с новыми сотрудниками старайтесь оставаться самим собой. Наигранность в поведении и неискренность человека видно сразу же, даже невооруженным взглядом.
Полезные советы:
Не спешите казаться очень мягким и уступчивым, готовым прийти на помощь в любую минуту. Роль добродушного и безотказного сотрудника может сыграть против вас.
Проявление защитной реакции в виде неадекватной критики на слова новых сослуживцев или даже агрессии, может быть воспринято как склонность к конфликтам и нежелание идти на контакт.
Не держитесь особняком. Старайтесь поддерживать любую общественную инициативу. В каждом коллективе существуют свои негласные порядки и правила, и пытаться их переделать — не удел новичка.
С первых дней пребывания в новом коллективе проанализируйте, какие типы межличностных отношений в нем превалируют. Не поддавайтесь влиянию сплетников и скандалистов. Старайтесь сразу же среди общего количества сотрудников выделить людей, схожих в сами по интересах и характеру. С ними и поддерживайте наиболее тесные отношения.
Психологические отношения в коллективе
То, с каким настроем человек каждый день идет на работу во многом зависит от психологического климата внутри организации. И чем он благоприятнее, тем выше лояльность сотрудников, тем меньше текучесть кадров.
От чего зависят психологические отношения между сотрудниками?
- Стиль руководства компании. Должен применяться ко всем работникам одинаково, без выделения любимчиков и аутсайдеров;
- Способы мотивации членов группы. Чем больше и разнообразнее мотивация, тем сплоченнее сотрудники и выше производительность труда;
- Оценка труда. Оценка результатов работы конкретного сотрудника должна начинаться с указания его успехов и достижений, затем недостатков и только потом рекомендаций касательно улучшения производительности;
- Выбранного стиля взаимоотношений между сотрудниками.
Сотрудники организации, где царит благоприятный психологический климат, способны решать самые трудоемкие и масштабные задачи, преодолевать даже кризисные ситуации с минимальными затратами.
Социально-психологические отношения в коллективе
Почему в одних рабочих группах люди чувствуют дискомфорт, упадок сил и нежелание предпринимать какие-либо действия, а в других — прилив бодрости, энергии, настрой на позитивный результат?
Возможности для реализации потенциала отдельно взятого сотрудника зависят от условий в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы. Сюда можно отнести температурный режим, уровень освещения, качество обустройства рабочего места и другие санитарно-гигиенические условия.
Огромное значение имеет психологическое состояние группы, а точнее — социально-психологический климат в коллективе.
Каким образом отношения в коллективе могут свидетельствовать о сложившемся благоприятном климате? Главными признаками такой обстановки в организации являются следующие:
- Низкая текучесть кадров;
- Сотрудники часто проводят время вместе в неформальной обстановке;
- Доминирует положительное восприятие труда;
- Отношения базируются на принципах доверия и взаимопомощи.
Работать в идеальном для себя коллективе мечтают многие из нас. Но для воплощения своей мечты в реальность нужно много и усердно работать над собой. Сохраняйте позитивный настрой, оставайтесь самим собой при любых ситуациях и не забывайте про эффект бумеранга.